статья +1
Померяться ответственностью
За последние десятилетия в бизнес-среде произошел серьезный сдвиг в сторону новых подходов к производству и потреблению, продиктованных принципами устойчивого развития.
Рейтинг «Лидеров устойчивого развития» с 1997 года готовит консалтинговая группа SustainAbility в партнерстве с исследовательским институтом GlobeScan. В его основе — опросы более тысячи высококвалифицированных экспертов из 79 стран. Среди них — представители бизнес-сообщества, правительственных структур и некоммерческих общественных организаций. Эксперты оценивали и выбирали компании, которые привержены принципам устойчивого развития и принимают на себя обязательства по сокращению воздействия на окружающую среду. Это значит, что в основе бизнес-моделей лежат три равнозначные составляющие: социальные, экономические и экологические цели.

Неоспоримый лидер, получивший признание седьмой год подряд, — компания Unilever. Более половины опрошенных экспертов отдали свои голоса в пользу британско-нидерландского бизнес-гиганта. Далее следует американская компания по производству одежды и спортивного снаряжения Patagonia. Тройку замыкает крупнейший в мире производитель ковровой плитки Interface. В списке компаний с самым высоким рейтингом прочные позиции занимают IKEA, Natura, M&S, Tesla, Nestle, Nike, GE и BASF.



Unilever: академия устойчивых трендов

Всесторонний запуск устойчивых инициатив компании стартовал в 2010 году. Тогда Unilever приняла глобальный план по устойчивому развитию и улучшению качества жизни. В список вошло полсотни социальных, экономических и экологических целей, которые стали главным ориентиром бизнес-модели Unilever.

Один из главных поводов для гордости компании — проект «Ноль отходов на захоронение». Это яркий пример внедрения экономики замкнутых циклов на производстве, который позволяет Unilever не только снижать экологический след и иметь положительный имидж ответственного производителя на рынке, но также и финансово выигрывать.

В рамках проекта Unilever стремится перерабатывать максимальное количество отходов и возвращать их в производство в качестве вторсырья. Так, в начале 2015-го по этой программе уже начали работать все фабрики компании. В том числе четыре — в России: в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Омске и Тульской области. К 2025 году компания планирует превратить всю пластиковую упаковку продукции в пригодную для вторичного использования и переработки.

Результаты инициатив в области циклического производства не заставили себя ждать: Unilever уже сократил количество отходов на тонну продукции на 97%. Благодаря этому на российские свалки не попало порядка 11 тысяч тонн мусора.

Отдельное направление работы компании — энергообеспечение, где также видны заметные успехи. «Мы намерены полностью перевести наши производства на возобновляемые источники и к 2030 году сделать бизнес „углерод-позитивным" — генерировать больше „чистой" энергии, чем нужно предприятиям, а излишки перераспределять тем, кто живет и работает по соседству», — говорит представитель российского подразделения Unilever Кети Тавдишвили.

Среди проектов, нацеленных на улучшение условий жизни общества, Unilever успешно реализует Goodstarter — кампанию бренда Lipton по поддержке социального предпринимательства, которая была запущена совместно с площадкой Planeta.ru и бизнес-школой «Сколково». Как отмечает Кети Тавдишвили, за два года существования проект привлек более тысячи участников, а доверие потребителей к бренду возросло на 24%.

Еще одна заметная инициатива Unilever — открытие в 2015 году центра экспертизы в области устойчивого развития бизнеса (SKOLKOVO Sustainable Business Lab) в рамках соглашения о стратегическом партнерстве между Unilever и Московской школой управления «Сколково».

На его базе запущены программы, которые позволяют оценить состояние ведущих секторов российской экономики с точки зрения устойчивого роста. А также подробнее познакомить с этим понятием молодых предпринимателей и лидеров российского бизнеса.

«На этой же платформе „Сколково" мы запустили образовательную программу по устойчивому развитию бизнеса. Через год подобный модуль откроется и на базе РАНХиГС», — добавляет Кети Тавдишвили.



Доска почета

Высокие оценки экспертного сообщества в последнем отчете «Лидеров устойчивого развития» получили также IKEA, Natura, M&S, Tesla, Nestle, Nike и GE. И здесь каждой компании из списка действительно есть чем похвастаться.

Например, наряду с Unilever британский ритейлер Marks & Spencer входит в список участников глобальной инициативы «Вместе». Ее цель — поддержка экологически безопасных и социально ответственных решений и продуктов. К 2020 году компания намерена получать 70% хлопка от хозяйств, которые опираются на принципы устойчивого земледелия. В Индии ритейлер реализует совместный проект с WWF, обучая местных фермеров эффективному расходу воды и важности отказа от пестицидов.

Популярный бренд спортивной одежды Nike тоже преуспел в реализации устойчивых инициатив. Уже сейчас, по данным компании, в 71% выпускаемых Nike обуви и предметов одежды включены переработанные материалы.

Каждый из участников списка находит свои собственные решения и подходы для реализации принципов экологической ответственности. Так, американский производитель электрокаров Tesla взял под «устойчивую»опеку остров Тау в Тихом океане, разместив там совместно с Solarcity микросеть из солнечных панелей. Это позволило обеспечить электричеством весь остров, который прежде жил на загрязняющих воздух дизельных генераторах.

Целую серию устойчивых проектов реализует IKEA, которая занимает четвертую строчку в рейтинге. Инициативы компании делятся на три главных направления. Во-первых, это привитие покупателям экологической культуры через продукцию. В магазинах группы можно найти широкий выбор товаров и решений, которые помогают экономить электроэнергию, воду и сортировать отходы. Кроме того, в комплексах IKEA можно сдавать на переработку ртутные лампы и батарейки.

«За время работы сервиса компания собрала и отправила на переработку 70 тонн батареек, что примерно эквивалентно спасенным от загрязнения 6 400 гектарам земли», — сообщили +1 в пресс-службе российского представительства компании.

Второе направление работы — снижение воздействия на окружающую среду. Так, к 2020 году IKEA поставила себе цель производить столько же энергии из возобновляемых источников (солнце, ветер, биотопливо), сколько потребляется всеми ее подразделениями. На данный момент этот показатель уже превысил 71%.

Показательны успехи компании и в обращении с материалами. ИКЕА потребляет порядка 1% коммерческой древесины в мире. На сегодняшний день более 70% всей древесины, используемой ИКЕА, прошло сертификацию Лесного попечительского совета (FSC). Показатели по России — 97,3%, как сообщили в пресс-службе.

Экономика замкнутого цикла — еще одно направление работы ИКЕА в области устойчивого развития. Как результат — в магазинах группы продаются банки из переработанного стекла, подушки из переработанного пластика, табуреты из переработанного металла. А еще кухонные фасады из вторично используемого дерева, покрытие которых сделано из бывших ПЭТ-бутылок.

В России компания также внедряет практики циклической экономики. Например, отходы картона и бумаги из магазинов ИКЕА в Санкт-Петербурге превращаются в коробки для ассортимента. Благодаря этому проекту переработки фирме удалось сэкономить в 2016-м финансовом году более пяти миллионов рублей.

Автор: Татьяна Кондратенко







Made on
Tilda